ПОДЕЛИТЬСЯ

Когда продавец и покупатель недвижимости оговорили детали и подписали договор, это говорит о том, что жилое помещение больше не принадлежит продавцу, однако, права собственности до сих пор остается за ним. Для того чтобы право собственности перешло новому владельцу, необходимо зарегистрировать сделку. Регистрируется при этом вовсе не сам договор, а тот факт, что у квартиры теперь новый владелец.

Переход права фиксируется Росреестром на основании подписанного ранее договора. Необходимость регистрации обуславливается статьей 551 Гражданского Кодекса РФ, а порядок и сроки процедуры регулируются ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Куда обращаться за регистрацией?

Документы необходимо подавать в отделение Росреестра по месту нахождения продаваемой квартиры, но сделать это можно и через один из Многофункциональных центров (МФЦ). Посмотреть, какой из МФЦ наиболее близко территориально расположен, можно на сайте мфц.рф. Такой вариант удобнее, так как позволяет экономить время и не стоять в очередях, ведь записаться на посещение можно предварительно по телефону.

Подать документы на регистрацию в другом городе нельзя.

Перечень документов для регистрации договора купли-продажи в Росреестре

Нужно подать следующие бумаги:

  • Договора купли-продажи недвижимости (строго в 3 экземплярах).
  • Паспорта заявителей (желательно с копиями). Если вместо самих сторон процедуру осуществляют их представители, нужны и их паспорта.
  • Нотариально подтвержденная доверенность на представление интересов сторон (если процедуру производят представители).
  • Документ, подтверждающий право собственности на квартиру.
  • Квитанция об оплате государственной пошлины. Размер пошлины — 2000 рублей, уплатить ее нужно продавцу недвижимости. Это важно: в квитанции в качестве плательщика указывается имя передающей стороны или ее представителя.

Могут потребоваться также и необязательные документы в зависимости от конкретного случая:

  • Разрешение органов опеки на продажу квартиры (если там проживают несовершеннолетние дети). Ребенок должен быть наделен правом собственности на другой объект недвижимости. Важно: жилищные условия ребенка могут быть улучшены, но не ухудшены. Например, площадь новой квартиры не может быть меньше площади прежней.
  • Справка из ЖКХ, если после перехода права собственности квартирой продолжают пользоваться некоторые прежние жильцы.
  • Кадастровый паспорт. Этот документ не является обязательным, но рекомендуется его прикладывать во избежание недоразумений. Те квартиры, которые не проходят кадастровый учет, перерегистрации не подлежат.
  • Отказ соседей. Этот документ необходим, если жилье приобретается в «коммуналке», так как соседи имеют преимущественное право на покупку.

Требования к оформлению пакета бумаг перечисляются в ст. 18 ФЗ «О государственной регистрации прав на жилое имущество». Закон предписывает, что:

  • Документы должны быть напечатаны отчетливо и без сокращений.
  • Исправления в документе любым способом запрещены.
  • Документ не должен быть поврежден до такой степени, чтобы его содержание можно было толковать двояко.

Кроме того, статья 18 регулирует численность подлинников и копий каждого из документов, способы подачи и получения документов от Росреестра, а также условия представления интересов по доверенности для юридических и физических лиц.

Как можно подать документы?

Способов подачи документов в Росреестр существует несколько:

  • Личная явка. В данном случае обе стороны (продавец и покупатель) заполняют бланк непосредственно в офисе под присмотром работника Росреестра. Для заполнения бланка требуются паспорта сторон. Если лично стороны сделки не смогли присутствовать, их интересы могут представлять доверенные лица. Чтобы они имели право представлять интересы сторон, у них должны быть доверенности, достоверность которых была бы подтверждена подписью нотариуса. Исключениями являются несовершеннолетние и назначенные судом недееспособные лица – за них бланк заполняют родители или опекуны без доверенности.

Способы регистрации без явки в Росреестр

  • Отправка по почте. Если стороны рассчитывают отправить в Росреестр документы по почте, им следует предварительно обратиться к нотариусу и заверить свои подписи. К пакету бумаг обязательно прикладываются копии паспортов. Отправляется посылка с уведомлением о получении.
  • Отправка через интернет. Этот способ пока запущен в тестовом режиме. Отправка документов через интернет доступна не всем – только тем, кто имеет цифровую подпись. Для тех же, у кого ее нет, сайт Росреестра также предоставляет удобство – можно записаться на прием online и избежать трат времени в очередях. На сайт Росреестра можно попасть, пройдя по ссылке rosreestr.ru.
  • Выездное обслуживание. Специалист Росреестра приезжает сам на дом к оформителю заявления и принимает документы. Такая услуга оказывается всем юридическим и физическим лицам, но на платной основе (до 2,5 тысяч – ЮЛ, до 1,5 тысяч – ФЛ). А вот для ветеранов ВОВ и инвалидов эта услуга ничего не стоит (важное условие: льготник должен быть собственником жилья, а не посторонним заказчиком). Дополнительное удобство заключается в том, что представитель Росрееста все оборудование, необходимо для осуществления процедуры, берет с собой. Заказать такую услугу можно одним из следующих способов: по телефону, электронной почте или лично обратившись в отделение Росреестра.

Нужно ли согласие супруга на продажу недвижимости?

Так как квартира является совместно нажитым имуществом в браке, необходимо получить письменное согласие супруга на продажу, даже если он не является собственником. Важно: к совместно нажитому имуществу относится только то, что было куплено супругами во время брака – полученное в наследство или в дар жилье совместно нажитым не считается.

Согласие не требуется в 2 случаях:

  • Если супруг является бывшим (предполагается, что квартира уже поделена и каждый может распоряжаться своей частью по усмотрению).
  • Если квартира приобреталась в равных долях.

Срок регистрации договора купли-продажи недвижимости в Росреестре

Срок регистрации зависит от того, каким способом приобретается недвижимость. Если жилье приобретается за наличный расчет, срок регистрации не превышает 10 рабочих дней, если жилое помещение покупается в ипотеку – 5 дней. (п. 3 ст. 13 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»)

Возможен ли отказ в регистрации или приостановка процесса?

Росреестр тщательно проверяет документы на подлинность и корректность оформления. Приостановка процесса регистрации может быть связана с тем, что один из документов оформлен ненадлежащим образом. Ошибки могут быть разными: наиболее распространенная заключается в том, что в договоре не прописывается цена вопроса (согласно ст. 555 ГК РФ она должна там фигурировать). Также приостановка может последовать по причине того, что указаны инициалы вместо полных имени и отчества или данные паспорта вписаны с сокращением. Заявителю дается время для исправления.

Сложнее, когда у сотрудников Росреестра возникают сомнения относительно подлинности документов. В этом случае подается запрос в органы, выдававшие документ. В результате процесс регистрации сделки купли-продажи может значительно затянуться.

Порядок и сроки приостановки регистрации регулируется ст. 19 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Так, регистратор должен в срок не более 5 дней уведомить заявителя о приостановке. Приостановка по причине отсутствия документа может длиться максимум месяц. Если же приостановки требует одна из сторон сделки, ее длительность ограничена 3 месяцами.

В каких случаях возможен отказ в регистрации договора в Росреестре

В регистрации договора купли-продажи может быть и отказано Росреестром. Порядок, сроки и основания для отказа содержатся в статье 20 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Основания следующие:

  • Заявление на регистрацию подало лицо, не обладающее таким правом.
  • Правоустанавливающий документ не признается действительным.
  • Лицо, имеющее ограниченное право собственности, не указало этого в договоре.
  • Если по итогам приостановки регистрации выяснилось, что заявитель не может предоставить недостающий документ.

О том, что в регистрации сделки заявителю отказано, он должен быть уведомлен в течение 5 дней с момента окончания срока, предоставленного Росреестру для рассмотрения.

Отказ Росреестра не дает заявителю права на возврат государственной пошлины.

Решение Росреестра об отказе может быть оспорено заявителем в суде. Обращаться следует в Арбитражный суд. Если суд принимает сторону истца, тот может претендовать на компенсацию убытков, связанных с судебной тяжбой. Росреестр оповещает заявителя о том, что решение суда вступило в силу, в течение 3 дней. В оповещении должна быть указана конечная дата срока регистрации.

См. также:

Безопасные способы передачи денег за квартиру.

Можно ли отказаться от регистрации документов

Независимо от того, кто – покупатель или продавец – решил отказаться от регистрации, дело должно решаться в суде. Если уже после того, как договор купли-продажи подписан, продавец решил отозвать заявление о регистрации, покупателю приходится подавать иск. Это право предоставляется гражданину ст. 551 ГК РФ. Подобные иски удовлетворяются практически всегда, поэтому вероятно, что покупатель останется еще и в прибыли.

Если же от регистрации решил отказаться сам покупатель, суд трактует это как нежелание выполнять условия договора. Так, маловероятно, что суд примет решение в пользу уклоняющейся стороны.

Отказаться от регистрации договора после его подписания в одностороннем порядке нельзя – необходимо найти консенсус.

Важно: именно договор выступает свидетельством передачи права собственности, а его регистрация – своего рода обязательное уведомление государства о том, что у квартиры теперь новый хозяин.