ПОДЕЛИТЬСЯ

Перед вами стоит приятная задача: оформить в собственность жилье. Чтобы сделать это максимально быстро, следует заранее подготовить и собрать нужные документы, выяснить место и порядок их подачи.

Куда идти и с какими бумагами

По действующему законодательству право собственности на недвижимость подтверждается свидетельством о государственной регистрации, выданным органами Росреестра. Однако такое правило действовало не всегда. В случае если квартира приобреталась давно, и право на нее регистрировалось в другом порядке, необходимо обратиться в Росреестр для выдачи свидетельства. Эта процедура называется «Признание ранее возникших прав».

Регистрация права собственности требуется также, если квартира получена в наследство,  по договорам (купли-продажи, дарения и др.), участия в долевом строительстве.

Для регистрации следует обращаться в регистрирующий орган, находящийся по месту расположения вашего имущества.

Документы требуются следующие:

  1. Все будущие собственники должны представить паспорта.
  2. Чтобы подтвердить право собственности – договор купли-продажи, договор дарения, участия в долевом строительстве, приватизации, свидетельство о вашем праве на наследство и др.

Статья 4 Закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» от 21.07.1997 г. № 122-ФЗ предусматривает положение о том, что все сделки по приобретению квартиры в собственность подлежат госрегистрации в обязательном порядке.

  1. Документы по техническому описанию. Сюда относятся: кадастровый и технический паспорта, а также экспликация помещений по этажам. Чтобы оформить и получить эти документы, необходимо обратиться в БТИ по месту нахождения квартиры, которую вы будете оформлять. Такие документы предоставляются лишь для первичной регистрации жилья. Если же эти технические сведения уже есть в ЕГРП, то повторная передача документов не нужна. Исключение: если оформляемая квартира подвергалась перепланировке.
  2. Оформляя квартиру в собственность, вы обязаны заплатить госпошлину за регистрацию права собственности и получить соответствующую квитанцию. В какую сумму выльется оплата пошлины, зависит от основания, при котором возникло право собственности. Копия квитанции об оплате должна быть представлена среди прочих документов.

Вышеприведенные документы будут нужны при любом случае. Дальнейший список может видоизменяться в зависимости от оснований, на которых возникло право собственности.

  1. Документ с перечнем лиц, которые обладают правом использования оформляемой квартиры. Подобный документ выдаст ЖЭК (управляющая компания), который представляет собой справку о составе семьи.
  2. Если же жилье приобретается по договору ипотечного кредитования либо по каким-то основаниям находится в залоге, то потребуется согласие залогодержателя на распоряжение, владение либо пользование залоговым имуществом. Согласие должно предоставляться в письменном виде.
  3. Если жилье приобретается по наследству, должен иметься отказ всех других наследников (обязательно заверенный нотариально) от участия в оформлении собственности на жилье.
  4. Если жилье приобретается в собственность по договору долевого строительства либо инвестирования в строительство, тогда потребуется предоставить акт приема-передачи квартиры.
  5. Если жилье (дом или квартира), который вы оформляете, выступает объектом культурного наследия, то нужен паспорт объекта культурного наследия. Иногда может возникнуть необходимость проведения историко-культурной экспертизы.
  6. Если вместо вас оформлением регистрации занимается один из будущих собственников или же доверенное лицо, то следует иметь доверенность на осуществление всех действий, необходимых для приобретения жилья в собственность. Эта доверенность должна быть оформлена нотариально.

Документы должны быть представлены в оригиналах (один экземпляр для регистрирующего органа, и два для каждой стороны). С остальных документов копии заверяются сотрудником в момент предоставления. Паспорта нужно просто предъявить.

Подача заявления

При подаче документов регистратор самостоятельно заполнит заявление и отдаст его вам на подпись.

Сколько ждать будем?

По закону, от момента подачи всех документов до выдачи свидетельства о регистрации права должно пройти не больше 2 месяцев. Однако в случае, если у чиновников регистрационного органа возникают сомнения в подлинности предоставленных документов либо если они некорректно оформлены, то регистрация может быть приостановлена. Такие ситуации бывают крайне редко. В большинстве случаев все недоразумения удается разрешить, и тогда регистрация может быть возобновлена.

Оформляем в собственность новостройку

В случае оформления в собственность первичного жилья процедуру по регистрации права можно доверить застройщику либо выполнить ее самостоятельно. Тогда компания-застройщик обязана предоставить вам:

  1. Акт приема-передачи квартиры.
  2. Акт реализации договора на проведение строительных работ.
  3. Копию документа о вводе дома в эксплуатацию.
  4. Копию документа о приеме дома госкомиссией.

Очень важно, чтобы в этих документах не содержалось ни одной помарки, ошибки, исправления, приписки, зачеркивания и вообще какого бы то ни было повреждения. Такой порядок регламентирует статья 18 Закона под номером 122. В случае несоблюдения требований данного Закона, регистрирующий орган предоставленные документы принять не сможет.

Процедура оформления в собственность первичного жилья полностью соответствует вышеприведенной практике.

Если же компания-застройщик отказывается предоставить нужные документы, то для оформления квартиры в собственность прямая дорога — обращаться в суд (широко распространенная практика).

Доверяй и проверяй

Описанный порядок процедуры регистрации является общим. При этом нужно учитывать, что каждый конкретный случай подразумевает сбор своего пакета документов. Он может быть несколько больше или, напротив, меньше описанного в статье.

Чтобы не сомневаться и не тратить время зря на бессмысленные разъезды, можно просто предварительно обратиться в территориальный орган регистрации с тем, чтобы специалист четко разъяснил вам, какие документы вам нужны, а в каких нет необходимости.

ПОДЕЛИТЬСЯ
Следующая статьяКак узаконить перепланировку