ПОДЕЛИТЬСЯ

До принятия Закона о дачной амнистии процедура оформления бумаг на дачную собственность являлась сложной и дорогостоящей. Для легализации права на земельные участки и дачные постройки 30 июня 2006 года был введен в действие «Закон о дачной амнистии». Он значительно облегчал систему регистрации построек, индивидуальных домов и земельных участков. Действие Закона несколько раз продлевали, так как не все граждане успели им воспользоваться. В настоящее время Дачная амнистия продлена до марта 2018 года.

Если вы являетесь собственником разного рода построек на ЗУ (земельный участок), то вы имеете исключительные права на его аренду либо оформление в собственность (статья 36 ЗК, абзац 2, пункт 1). Это могут быть как юридические, так и физические лица.

Какие объекты можно «амнистировать»?

Дачный Закон действует в следующих случаях:

  • если вы обладатель участка, который был выделен для ведения дачного хозяйства, ЛПХ, огороднических и садовых хозяйств, для постройки гаража или ИЖС;
  • если на вашем дачном или садовом участке возведены любые постройки;
  • у вас есть гараж (не на коммерческой земле), баня, сарай, беседка, веранда;
  • на вашем участке есть навесы и иные некапитальные объекты;
  • на участке под ИЖС либо на приусадебном участке у вас построен жилой дом.

Сбор нужных бумаг

Чтобы оформить ЗУ в собственность, нужно собрать и подготовить следующие бумаги:

  1. Заявление на получение в собственность земельного участка и построек на нем. Форма заявления предоставляется администрацией;
  2. Копию паспорта;
  3. Если оформлением документов занимается доверенное лицо, то следует оформить нотариальную доверенность на него;
  4. Выписку из ЕГРП о вашем праве на постройку, находящуюся на приватизируемой земле. Данная бумага выдается Росреестром. Если в ЕГРП нет запрашиваемых вами сведений, подтверждающих право на постройку, нужно будет готовить другие бумаги, доказывающие право на постройку;
  5. Выписку из ЕГРП на участок (запросить в Росреестре). Если вам будет выдано уведомление об отсутствии в ЕГРП нужных сведений, нужно готовить иные бумаги, подтверждающие ваши права на землю;
  6. Кадастровый паспорт (выписку) приватизируемого участка земли;
  7. Копию документа, подтверждающего право на приватизацию земли;
  8. Сообщение с перечнем всех построек и сооружении на оформляемом участке. Если вы знаете их инвентарные номера, укажите их.

Вы имеете полное право не предоставлять информацию из ЕГРП и кадастровые сведения, так как чиновники, рассматривающие ваше заявление, могут запросить ее сами. Но практика свидетельствует, что при предоставлении этих бумаг вами, вопрос решается быстрее.

Сдаем документы

Куда сдавать документы, зависит от территории, где располагается ваш участок. Это либо муниципальные земли, и тогда следует подавать бумаги в администрацию муниципалитета. Либо это земли федеральной собственности, и тогда документы подаются в территориальное управление Росимущества. Чтобы выяснить данный вопрос, нужно взять выписку из ЕГРП. После того, как у вас примут документы, вам должны выдать расписку в их получении.

Ставим участок на кадастровый учет

Если участок земли не стоит на кадастровом учете или данных о нем нет в гос. кадастре недвижимости, то землю нужно будет поставить на кадастровый учет. В течение месяца после подачи заявления вы получите схему расположения участка на кадастровой карте. Вы должны будете выполнить кадастровые работы на свои средства (в соответствии со статьей 36, пункт 7 ЗК), заключив договор подряда (статьи 29 и 36 Закона от 24 июля 2007 года под номером 221 ФЗ) с инженером, имеющим соответствующий квалификационный аттестат.

К сожалению, этапы межевания земли и постановка участка на учет могут продолжаться очень долго, по нескольку месяцев каждый. Межевание – недешевое «удовольствие», но самым неприятным моментом могут оказаться споры с соседями из-за границ участка. В крайнем случае, такие разбирательства могут довести досудебных споров. После того, как получено согласованное межевое дело, следует поставить в Росреестре земельный участок на кадастровый учет.

Получение решения о предоставлении в собственность участка

Вопрос о решении предоставления участка в собственность должен быть решен за один месяц (со дня подачи заявления). Если же вы ставили участок на кадастровый учет, то решение должно быть принято в течение двух недель после получения соответствующим органов кадастровых документов.

Есть земли, изъятые из оборота или ограниченные в обороте. Их приватизация невозможна. Это:

  • заповедники;
  • земли, на которых находятся объекты Министерства Обороны, Вооруженных Сил, объекты ФСБ, военные суды и пр.;
  • особо охраняемые природные территории;
  • земли Лесного и Водного фондов;
  • земли, на которых находятся объекты культурного наследия и т.д.

Вопрос об изымаемых из оборота землях решается на федеральном и региональных уровнях. Если уполномоченный орган откажет вам в предоставлении земельного участка в собственность (по статьям 27 и 28, пункт 4 ЗК), вы имеете право обжаловать данное решение в суде.

Решение об отказе или предоставлении земли в собственность выдается на руки или направляется по указанному в заявлении адресу.

Заключение договора купли-продажи участка

В течение 30 дней после того, как вам предоставили участок в собственность, вам будет направлен проект договора купли-продажи с предложением о заключении такого договора (статья 32, пункт 1 Закона от 21декабря 2001 года под номером 178 ФЗ). Данный договор нужно подписать, уплатив предложенную цену в соответствии с обозначенными сроками (статья 28, пункт 2 и статья 36, пункт 1.1 ЗК).

Земельные участки из земель сельхозназначения, по статье 10, пункт 4 Закона от 24 июля 2002 года под номером 101 ФЗ, могут быть предоставлены бесплатно.

Регистрируем собственность на землю

Чтобы зарегистрировать право собственности на участок, необходимо:

  • написать соответствующее заявление;
  • предоставить паспорт (статья 16 Закона от 21 июля 1997 года под номером 122 ФЗ);
  • решение о приватизации;
  • договор купли-продажи (статья 17 Закона под номером 122 ФЗ);
  • акт приема-передачи участка.

Также следует уплатить пошлину за регистрацию прав на участок в размере 2000 рублей, если участок выделен из земель сельхозназначения, требуется заплатить 350 рублей. Документ об оплате пошлины вместе с заявлением о госрегистрации и другими бумагами представлять не требуется. Регистрация права собственности должна занимать не более 10 дней со дня приема документов (пункт 3 статьи 13 Закона от 21 июля 1997 года под номером 122 ФЗ).

Существуют специальные организации, которые оказывают услуги по приватизации участков. Чтобы не тратить личное время на беготню по инстанциям, вам потребуется оформить доверенность у нотариуса на лицо, которое будет представлять ваши интересы.

Возможность присоединения кусочка муниципальной земли

В случае перераспределения участков земли, вы можете попытаться присоединить к своему земельному участку прилегающую к нему часть муниципальной земли (статья 11.7 ЗК). При каких условиях это возможно:

  1. если участок использовался для ИЖС, ЛПХ, дачного хозяйства, огородничества, садоводства;
  2. увеличение площади участка является платной и составляет 15% кадастровой цены участка, находящегося в федеральной собственности;
  3. из частей перераспределенных участков земли не может быть образован самостоятельный земельный участок;
  4. расширить свой участок за счет муниципальных земель можно только до величины максимальной площади, устанавливаемой конкретно каждым муниципалитетом.

Чтобы осуществить присоединение, нужно:

  1. взять выписку из ЕГРЛ на участок, часть которого вы хотели бы присоединить. Строка «Сведения о правообладателе» должна быть пустая, то есть относиться к собственности государства. Кроме того, он недолжен быть кем-либо арендован;
  2. написать заявление в местную администрацию. Форма и порядок подачи заявления устанавливается местной администрации;
  3. в течение месяца после подачи заявления вам должен быть направлен ответ от администрации. Если вы получили необоснованный отказ (без ссылок и указаний на соответствующие основания), можете обжаловать его в суде;
  4. если вам сказали «да», нужно провести межевание на свои средства, часть образованной земли поставить на кадастровый учет, обратившись к сертифицированному специалисту;
  5. после постановки части присоединяемого участка на кадастровый учет на основании плана межевания, вам следует подать бумаги в администрацию, чтобы заключить соглашение о перераспределении участка. Оплатив стоимость участка, вы должны зарегистрировать его в Росреестре.

Можно ли купить землю у государства

Государство запретило муниципалитетам отказывать в предоставлении земельных участков заинтересованным лицам (статья 28, пункт 4 ЗК РФ). Но есть исключение из этого правила: участок не может быть предоставлен в собственность в случае, если он изъят из оборота.

ЗК установил два способа предоставления участков земли:

  • участок выставлен на торгах. Участок, выставленный на торги, уже стоит на кадастровом учете. Место размещения участка предварительно не согласовано. Победитель торгов приобретает уже сформированный, конкретный участок. За три месяца оформляются все необходимые для передачи в собственность документы.
  • если оформляется право на участок, место размещения которого согласовано предварительно, то вы сами выбираете место его расположения, площадь, срок, на который участок приобретается, вид права. Самая главная сложность в данной процедуре – это преодоление административных барьеров и правил.